Философские концепции науки и техники

Предметом философии науки и техники является анализ теоретико-познавательных и методологических основ современного научного и технического познания.  

Философские концепции науки и техники
Бесплатно
8 недель8 недель
РусскийРусский
МФТИ
Открытое Образование

Описание:

Предметом философии науки и техники является анализ теоретико-познавательных и методологических основ современного научного и технического познания. Онтологический статус современной науки определяется тем, что она выступает одновременно и как познание законов объективного мира (природного, социального и духовного), и как вид деятельности, и как особый социальный институт.
Философский анализ научного знания имеет большую историю и философия науки в настоящее время сложилась как особый самостоятельный раздел в системе философского знания. В настоящее время существуют два основных подхода к анализу научного знания: логико-эпистемиологический и социокультурный. В программе в качестве специального раздела выделяются исходные философские установки в формировании образа современной науки. Программа нацелена на то, чтобы показать современное состояние науки в неразрывном единстве с ее историей.
Особое внимание обращается на специфику философии техники и на ее взаимоотношения с философией науки. В программе выделены основные направления в развитии современной философии науки и техники. Основная цель программы состоит в том, чтобы после ее выполнения соискатель стал полноценным ученым, который может вести самостоятельную научно-исследовательскую и педагогическую работу в области философии науки и техники. 

Программа курса:

ВВЕДЕНИЕ.
- Философия как способ индивидуально обосновываемого обсуждения предельных вопросов. Основные темы: бытие, сознание, природа, общество, искусство и техника. Культуроцентричный подход к бытию: человечество, культура и история; исторические этапы развития человечества; понятие цивилизаций; исторические этапы развития Западной Европы и России.
- Средневековая философия Проблема веры и разума в раннехристианской патристике (Тертулиан и платонический синтез Бл.Августина). Аристотелеизм и схоластика. Проблема веры и разума в средневековой схоластике (аверроизм и аристотелевский синтез Фомы Аквинского). Линии Аристотеля и Платона в средние века:
а) спор номиналистов и реалистов б)схоластика и мистицизм. Ник.Кузанский и понятие бесконечности.
- Гуманизм, Возрождение, Реформация. Их взаимоотношение. Основные идеи и направления.
I. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО. Этические и этико-политические проблемы
- Вопрос о смысле жизни как предельный вопрос этики.
- Процесс этической индивидуализации в древнем мире. Осознание противоречия между гедонистическим смыслом жизни, конечностью жизни и справедливостью-добродетелью. Типы разрешения этого противоречия: а) загробное воздаяние б) решение Платона и Будды в) решение римского стоицизма и конфуцианства; решения эпохи Просвещения: разумный эгоизм; утилитаризм; этика долга Канта (добрая воля, долг, счастье, категорический императив (""Критика практического разума""). Этические концепции Востока
- Новый тип этических проблем (Макиавелли ("Государь"), Достоевский ("Великий инквизитор") , Сартр ("Дьявол и Господь Бог"))
- Этико-политические системы просвещения и современности
- ""Естественное состояние"" и ""общественный договор"" (Гоббс , Локк , Руссо [Б.Рассел:]). Либерализм и социализм: сравнение западных индивидуалистически-демократических политико-экономических систем и коллективистски-авторитарных систем ""реального социализма"" (Поппер и Хайек [см. Поппер К. ""Открытое общество и его враги"" и Хайек Ф.А. ""Пагубная самонадеятельность: ошибки социализма""]), неолиберализм - теория рационального выбора Дж. Ролса, социал-демократизм, неоклассицизм; утопизм (утопия – вымышленное рационально устроенное общество всеобщего благоденствия, идет от ""Утопии"" Томаса Мора, анархизм и новые левые (см. ст.М.А.Хевеши ""АНТИКАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ БУНТ ""НОВЫХ ЛЕВЫХ""), национализм ХХ века, мультикультурализм и религиозный фундаментализм; глобализм и антиглобализм.
Вопросы для семинара по теме I.
- Три формы отношений индивида и общества (коллективизм, эгоцентризм, личность) на материале античности?
- Отличие мировой и «государственной» религий?
- Этико-политические концепции Гоббса, Локка, Руссо (по Расселу)?
- Утилитаризм?
- Этика долга Канта?
- Либерализм и неолиберализм, ""теория справедливости"", понятия отрицательной и положительной свободы?
- Социализм: ""за"" (западный марксизм 20 в. и новые левые) и ""против"" (Поппер, Хайек)? - Мультикультурализм?
II. ПРИРОДА И ЕЕ ПОЗНАНИЕ
- Фр.Бэкон – отец английского эмпиризма. Рождение науки Нового времени (Коперник и Галилей). Специфика эксперимента. Отличие естественной науки от натурфилософии
- Декарт и основные элементы системы новоевропейского рационализма. Проблема субстанции у Спинозы и Лейбница
- Эмпиризм Дж.Локка. Его противостояние Декарту
- Материалистическая и идеалистическая линии эмпиризма. Французское Просвещение и механицистски-материалистическое решение проблемы соотношения теории и реальности у Дидро и Ламетри. Механицистский детерминизм Лапласа. Идеалистическое решение тех же проблем у Беркли и Юма.
- И.Кант и его вариант решения споров между рационализмом и эмпиризмом и между материализмом и идеализмом на основе понятий: ""вещь в себе"" и ""явление""; ""априорные"" формы, ""синтетическое"" и ""аналитическое"" суждения.
- Эстетика Канта
- Попытки преодоления кантовской ""вещи в себе"" в немецкой классической философии и немецкая натурфилософия (Гете, Фихте, Шеллинг)
- Философская система Гегеля: логика и диалектический метод, философия природы, философия духа
- Неокантианство
- Неогегельянство. Антропология Фейербаха. Марксизм
- 1-й позитивизм Конта, Милля и Спенсера. Отрицание метафизики и эволюционизм. Гносеологический кризис в физике и 2-й позитивизм . От эволюционизма к психологизму: махизм и конвенционализм Пуанкаре. Американский прагматизм (Пирс, Джеймс, Дьюи)
- Aналитическая философия Витгенштейна и Рассела и неопозитивизм ""Венского кружка"". От психологизма к логицизму. Проблема соотношения теоретического и эмпирического "уровней знания". Критерий верифицируемости, "язык наблюдения" и его эволюция. Аналитическая философия
- Логическая критика позитивизма К.Поппером и проблемы ""теоретической нагруженности"" эмпирических утверждений и неотделимости эксперимента от интерпретации. Проблема ""демаркации"" Поппера между естественной наукой, натурфилософией, гуманитарной наукой и ""ненауками"". Проблема истины и ""третий мир"". Эволюционная эпистемология - Историцистская критика позитивизма: модели развития науки Куна, Лакатоса и эволюционной эпистемологии. ""Философия и зеркало природы"" Р.Рорти
III. ОСНОВАНИЯ БЫТИЯ
- Антропология экзистенциализма (от сущности к существованию). Проблема ""свободы воли"" у С.Кьеркегора. Потерянное поколение и немецкий экзистенциализм (Ясперс, Хайдеггер), Массовая культура ХХ в. (Ортега-и-Гассет).
- II Мировая война, французское ""Сопротивление"" и коллаборационизм, проблемы свободы воли, теодицеи и атеизма во французском экзистенциализме (Камю, Сартр). Персонализм.
- Философская Антропология XIX-XX вв. (Э.Кассирер, И.Хейзинга, Г.Маркузе, Х.Ортега-и-Гассет, Шелер и др.)
- Философия жизни. От бытия к воле и жизни: (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон)
- Неомарксизм в XX вв. Франкфуртская школа (М.Хоркхмайер, Т.Адорно, Г.Маркузе, Ю.Хабермас)
IV. ГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ
- Феноменология Э.Гуссерля
- Герменевтика как метод познания культурно-исторических явлений у В.Дильтея. Критика герменевтического психологизма М. Шелером. Герменевтические идеи М. Хайдеггера. Учение о языке как ""доме бытия"". Философская герменевтика Х.Г.Гадамера
V. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА.
- Философия сознания.
- Психо-физическая проблема в ХХ в. и кризис разума Нового времени. Иррационализм и мистика в ХХ в. Связь внутреннего и внешнего мира: механическое и магическое, рациональное и иррациональное. Сознание и бессознательное. Психоаналитическая антропология З.Фрейда. Коллективное бессознательное К.Юнга и др. Сознание, бессознательное и язык (Ж.. Лакан), деприватизация бессознательного (Ж.Делез и Ф.Гваттари).
- Еропейская традиция Cogito.
- Отказ от проблематики сознания; Дьюи, Хайдеггер, Витгенштейн