Why we post: антропология социальных медиа

 Социальные медиа не существуют сами по себе, они связаны с контекстом их использования.  

Why we post: антропология социальных медиа
Бесплатно
7 недель7 недель
Сертификат гос. образцаСертификат гос. образца
Платный сертификатПлатный сертификат
РусскийРусский
НИУ ВШЭ
Открытое Образование

Описание:

Из этого курса вы узнаете, что люди делают в социальных медиа и каким образом эти медиа адаптируются к социальному контексту. Также вы освоите базовые навыки цифрового антрополога: сможете анализировать собственные практики и то, как другие пользуются соцсетями. Вы поймете, как на самом деле устроены социальные медиа, становимся ли мы похожими друг на друга благодаря интернету и почему жители Тринидада, Британии, Китая и Бразилии делают селфи (оказывается, по разным причинам). 

Программа курса:

Неделя 1

Антрополог Дэниел Миллер, инициатор запуска проекта Why We Post, знакомит слушателей с изучением социальных медиа с социально-антропологической точки зрения: раскрывается методология, вводится ряд необходимых терминов. Также в рамках этой недели происходит знакомство с местами полевых исследований, в частности, представление двух английских деревень. Здесь и далее каждую тему сопровождает большое обсуждение, где антропологи сводят воедино наблюдения со всех точек проекта.

Неделя 2  

Основная тема занятий на этой неделе – возрастающая значимость визуальности и визуального контента. Основываясь на материалах полевых наблюдений на юге Италии и на острове Тринидад, исследователи обсуждают, какие функции выполняют мемы, селфи и другие изображения, циркулирующие в социальных медиа. Также затронута тема изображений как средства коммуникации для малограмотных пользователей в разных частях мира.

Неделя 3

Неделя посвящена тому, как социальные медиа взаимосвязаны с гендерными ожиданиями и политической сферой. Основные материалы были получены в ходе полевой работы в южной Индии и в Турции недалеко от границы с Сирией. Специальный акцент сделан на повседневных практиках использования социальных медиа.

Неделя 4

Подробно обсуждается особое положение Китая в системе современных социальных медиа: описаны уникальные платформы, не используемые за его пределами. Занятия основываются на материалах из «сельского» и «индустриального» Китая. Темы для обобщающих дискуссий: образование, коммерческая деятельность и вопросы приватности. Особый акцент сделан на возможности «переключения» пользовательского внимания с одной платформы на другую в условиях отсутствия технических ограничений.

Неделя 5

Антропологи затрагивают темы социального неравенства и нормативности, а также то, каким образом они проявляются в социальных медиа. Основные полевые наблюдения для этой недели были сделаны в Чили и в Бразилии. Отдельное обсуждение: являются ли соцмедиа-платформы гомогенизирующей силой для разных частей света, а также меняют ли они представление о том, что значит «быть человеком».

Недели 6-7

Эта неделя основывается на материалах, собранных российской исследовательской группой в экспедициях по городам России. В фокусе занятий – история интернета и разнообразие способов его распространения и развития. Исследователи рассказывают об особенностях российских городов и предлагают историко-антропологический подход, который дает возможность понять, как менялась среда социальных медиа. В конце недели будет обсуждение исследовательских проектов участников.